Как составить бизнес-план?

Как составить бизнес-план?


Как составить бизнес-план?
На одном из этапов формирования бизнеса возникает необходимость написания бизнес-плана. Каждый предприниматель понимает, что грамотно составленный бизнес-план – это залог успеха практически любого дела. Именно он будет важным аргументом для кредиторов или инвесторов.
Бизнес-план – это программа, которая описывает управление предприятием. Он описывает всю стратегию роста предприятия от рекламной кампании до сбыта продукции.

Основные составляющие бизнес плана.

Если Вы решили написать бизнес-план, Вам необходимо учесть нормы и требования UNIDO (United Nations Industrial Development Organization) и Федерального Фонда поддержки малого предпринимательства.
По этим требованием бизнес-план должен состоять из двух частей: Обзорный раздел или резюме, многие специалисты утверждают, что этот раздел бизнес-плана может быть отдельным документом. В резюме описывается сама суть будущего бизнеса, он перечитывается всеми, особенно инвесторами или партнёрами, потому что в этом разделе можно найти ответы на все основные вопросы, касающееся предприятия. Все следующие пункты – это уточнения к резюме. Если Ваш бизнес может инвестироваться иностранцами, то не забывайте составить бизнес-план и на английском языке.
Дальше следует описание самого предприятия. Здесь Вы должны дать финансово-экономическую характеристику будущему предприятию, его целей, описать систему управления, кадры, возможности маркетинговых ходов и рекламы, какие будут использоваться ноу-хау (технические или научные), география проекта и партнёрские связи. В этом же разделе описывается организационная и правовая форма предприятия, участие в нём других лиц.

Описание услуг и продукции бизнес плана.

Когда составляется бизнес-план, подробно описывается услуга предоставляемая предприятием или изготовляемая продукция. Нужно указать отличительные черты продукции, её наименование, описать конкурентоспособность, экологичность, безопасность, готовность к производству и способ формирования цены.
Очень важно указать, как будет проводиться контроль за качеством при производстве, обслуживание (особенно гарантийное) и какие нужны патенты или лицензии для осуществления производства.
Приложите к бизнес-плану пример Вашей продукции (возможно чертежи или фотографии).

Делаем анализ рынка.

В этой части бизнес-плана описывают все маркетинговые исследования, которые проводились Вами. Ваша задача убедить будущих инвесторов, в качестве выпускаемой Вами продукции, а также в том, что она займёт достойное место на рынке. Поэтому грамотно опишите способы привлечения покупателей, будущие рекламные кампании, преимущества Вашей продукции и недостатки конкурентов.

План производства.

Составляя эту часть бизнес-плана Вам нужно описать весь путь производства продукции. Не забывайте указать все затраты на производство, которые состоят из содержания персонала, сырьё, аренда или покупка помещения, коммунальные услуги, оборудование и многое другое. Также учтите доступность этого, например доставку сырья, наличие квалифицированного персонала в определённом регионе и т.п.

План сбыта продукции.

Здесь Вы указываете все влияющие на сбыт продукции факторы. Начиная с принципов ценообразования, уровня спроса, заканчивая описание конкурентов и имиджа Вашего предприятия на рынке. Следует указать сезонный спрос на Вашу продукцию, если такой есть, скидки, способы оплаты.
Финансы.
В этом разделе нужно описать все финансовые данные проекта: затраты на подготовительном этапе и во время основных периодов работы, финансовые поступления, налоговые платежи, прогнозы. То есть доходы и расходы, баланс предприятия, движение денежных потоков.
Чтобы привлечь необходимые инвестиции стоит указать сроки окупаемости бизнеса, индексы доходности, указать уровень ответственности заёмщиков, гарантии по выплатам и график таких выплат.

Чувствительность проекта.

Это часть бизнес-плана, в которой указывается стойкость предприятия к разным внешним изменениям, таким как инфляция, просроченные оплаты и внутренним – прыжки цен и объёмов сбыта. Также указывается граница, при которой предприятие не будет иметь дохода (так званный нулевой доход).
Нормативная и экологическая информация.
В бизнес-плане необходимо указать набор разных нормативных документов, которые разрешают начать производство и их сроки получения. А также экологическую составляющую проекта.

Приложения.

В этом разделе Вы размещаете все графики и диаграммы Вашего бизнес-плана.
Кто может составить бизнес-план?
Вы как будущий руководитель бизнеса можете пойти трёмя путями: заказать составление бизнес-плана у специализирующейся на этом фирме, доверить составление своим подчинённым или же сделать это самостоятельно.
Все эти способы составления бизнес-плана имеют как плюсы, так и минусы. Заказав составление у фирмы, Вы сэкономите время и получите грамотный проект, но при этом Ваши работники и Вы в том числе не получите определённых знаний, которые были бы очень уместны. Либо Вам придётся тщательно изучать составленный другими людьми бизнес-план.
Если же составлять проект будут Ваши сотрудники, то они смогут вникнуть в суть работы предприятия, но при этом нет гарантии, что бизнес-план будет составлен довольно грамотно.
И если Вы будете составлять бизнес-план сами, то потратите много своего времени, хотя полученные знания Вам будут очень полезны. Мы Вам советуем совместить все три составляющих и доверить разработку бизнес-плана опытной фирме, при этом активно участвовать всей своей командой в этом процессе.
Заключение о том как составить бизнес план.

Стоит отметить, что бизнес-план, который будут смотреть инвесторы или банкиры, должен быть сделан качественно. На титульной странице укажите информацию о конфиденциальности и попросите вернуть этот экземпляр в случае незаинтересованности. Бизнес-план должен быть читабельным, с ссылками на источники информации, с множеством статистических данных, рисунков и схем. Учтите то, что инвестора рассматривают за один день много бизнес-планов, поэтому попробуйте в резюме, которое не должно быть больше трёх страниц, указать всю необходимую информацию о Вашем будущем предприятии.




Ссылка на основную публикацию