Зачем нужен бизнес-план и как его составить?
Бизнес-идея может быть гениально сформулирована в виде одного предложения, но очевидно, что этого будет явно недостаточно для понимания – как, в какой последовательности и, в конце-концов, что же конкретно нужно сделать, чтобы получить заложенные в этой идее миллионы…
…Искусство бизнеса состоит не только в поиске бизнес-идеи, но и в ее грамотном осуществлении.
Организовать успешный бизнес ничуть не проще, чем построить хороший дом. Стали бы вы строить дом без детального плана?
Создание плана требует тщательности и учета всех деталей. Если Вы в состоянии объяснить, почему выбранное дело подходит именно Вам – это первый шаг. Если вы уже поняли, что сделает планируемый бизнес успешным, а что может этому мешает, то сделан второй шаг.
Теперь пора задуматься над вопросом: «КАК я буду этим заниматься?»
Основным ответом на этот вопрос и станет бизнес-план, являющийся, по сути, самым первым инструментом стратегического планирования организации, управления и дальнейшего развития бизнеса.
Помните – бизнес план в первую очередь нужен именно Вам, а информация, изложенная на бумаге легче всего поддается критическому осмыслению.
Для начала четко определитесь — действительно ли именно Вы сможете заниматься выбранным видом деятельности? На чем основана его финансовая привлекательность, какие средства понадобятся и насколько реальны предполагаемые источники финансирования? Какие препятствия станут самыми трудными на этапе организации, а какие в процессе реализации бизнес-процесса и что может быть реально использовано Вами для успешного преодоления этих препятствий?
Сжатые ответы на эти вопросы составят очень важную часть Вашего бизнес-плана — резюме. Обычно инвесторы говорят, что если после прочтения первой страницы суть бизнес-плана не ясна, то дальше можно не утруждать себя чтением.
Существует множество методик составления бизнес-планов и даже опытные бизнесмены, открывающие не первое свое дело, испытывают некоторые затруднения при их выборе или же предпочитают сразу же заказывать составление бизнес-план профильным фирмам. Однако Вы, скорее всего, начинаете свой первый бизнес и у Вас нет явной прямой поддержки в виде карманного административного ресурса, неистощимых источников бесплатного сырья или бездонного мешка с деньгами. Вам будет полезным выполнить свой первый в жизни бизнес-план самостоятельно, учитывая следующие моменты:
-
Резюме бизнес-плана (краткая аннотация)
-
Цели и задачи проекта
-
Описание компании
-
Анализ отрасли и тенденций её развития (Да, именно так! Даже если Вы всего лишь собираетесь чинить компьютеры в своем квартале.)
-
Целевой рынок
-
Конкуренция
-
Стратегическая позиция и оценка рисков
-
План маркетинга (включая рекламу) и стратегия продаж
-
Операционная деятельность
-
Технологический план
-
Организационный план
-
План персонала
-
Финансовый план
-
Социальная и экологическая ответственность (Как говорится – сам в шоке, но, по-видимому, время пришло)
-
Условия выхода из бизнеса
(Может быть пункт не позитивный, но очень необходимый)
Вы можете, конечно, пойти своим путем и воспользоваться методиками
UNIDO
(
United
Nations
Industrial
Development
Organization
),
ЕБРР
(Европейский банк реконструкции и развития), BFM Group (Bureau of Financial Modeling),
KPMG
, связаться с редакцией
Forbes
или обратиться за помощью к соседу-владельцу киоска по торговле шаурмой. Выбор всегда за Вами.